ПРИНЯТО. На заседании педагогического совета МБОУ «Бичуринская ООШ» (протокол № от ) |
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Бичуринская ООШ» ______________Д.А. Ефимов приказ № от |
Положение
о порядке аттестации педагогических работников на подтверждение соответствия занимаемым ими должностям в МБОУ «Бичуринская ООШ»
Мариинско-Посадского района
1.Общие положения
1.1. Настоящее Положение составлено в соответствии со статьей 49 Федерального закона от 29.12.2012. №273-ФЗ (ред. от 07.05.2013) «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2010 г. №209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений».
1.2. Положение регламентирует порядок аттестации педагогических работников муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Бичуринская основная общеобразовательная школа» (далее – Школа) на подтверждение соответствия занимаемым ими должностям.
1.3.Цель аттестации - подтверждение соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности.
1.4. Основными задачами аттестации являются:
- стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, личностного профессионального роста, использования ими современных педагогических технологий; повышение эффективности и качества педагогического труда;
- выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников;
- учет требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава образовательных учреждений;
- определение необходимости повышения квалификации педагогических работников.
1.5. Основными принципами аттестации являются коллегиальность, гласность, открытость, обеспечивающие объективное отношение к педагогическим работникам.
2. Организация процедуры аттестации
2.1. Аттестация с целью подтверждения соответствия занимаемой должности проводится один раз в 5 лет в отношении педагогических работников, проработавших в должности более двух лет и не имеющих квалификационных категорий.
2.2. К категории педагогических работников, подлежащих обязательной аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемой должности относятся лица, занимающие должности, отнесенные к профессиональной квалификационной группе должностей педагогических работников (приказ Минздравсоцразвития РФ от 05.05.2008 г. № 216н «Об утверждении профессиональных групп должностей работников образования»).
2.3. Руководящие работники, осуществляющие преподавательскую работу, проходят аттестацию с целью подтверждения соответствия занимаемой преподавательской должности на общих основаниях, если по этой должности не имеется квалификационной категории.
2.4. Аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемой должности не подлежат:
- педагогические работники, проработавшие в занимаемой должности менее двух лет;
- беременные женщины; женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам; педагогические работники, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;
- педагогические работники, находящиеся в длительном отпуске сроком до одного года.
Аттестация указанных работников возможна не ранее чем через два года после их выхода из указанных отпусков.
Педагогические работники, имеющие вторую квалификационную категорию, также не подлежат аттестации, проводимой с целью подтверждения соответствия занимаемой должности.
2.5. Необходимость и сроки представления педагогических работников для прохождения ими аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемой должности определяется руководителем Школы.
Руководитель направляет представление в аттестационную комиссию Школы в соответствии с графиком прохождения аттестации педагогическими работниками образовательного учреждения на соответствие занимаемой должности.
2.6. Основанием для проведения аттестации является представление работодателя (далее — представление).
Представление должно содержать мотивированную всестороннюю и объективную оценку профессиональных, деловых качеств педагогического работника, результатов его профессиональной деятельности, информацию о повышении квалификации, сведения о результатах предыдущих аттестаций и, при отрицательной оценке деятельности педагогического работника, характеристику условий труда, созданных в учреждении для исполнения работником должностных обязанностей (Приложение 1-2).
2.7. Руководитель, у которого педагогическая работа выполняется работником по совместительству, вправе представить такого работника к аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемой должности независимо от того, что по основному месту работы работник такую аттестацию прошел.
Если работник выполняет педагогическую работу в разных должностях у одного работодателя и ни по одной из них не имеет квалификационной категории, то представление может содержать мотивированную всестороннюю и объективную оценку профессиональных, деловых качеств педагогического работника, результатов его профессиональной деятельности по всем должностям, в которых выполняется педагогическая работа.
3. Аттестационная комиссия, ее состав и регламент работы
3.1. Аттестация педагогических работников на соответствие занимаемой должности осуществляется аттестационной комиссией, формируемой из представителей образовательного учреждения (заместителей директора, председателя профсоюзного комитет, педагогических работников с первой или высшей квалификационной категориями). В состав комиссии могут включаться представители управляющего совета образовательного учреждения, учреждений высшего профессионального образования.
3.2. В состав аттестационной комиссии не включаются заместители руководителя, подлежащие аттестации в аттестационный период.
3.3. Состав аттестационной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность конфликта интересов, который мог бы повлиять на принимаемые аттестационными комиссиями решения.
3.4. Персональный состав аттестационной комиссии, регламент ее работы определяются ежегодно приказом директора МБОУ Бичуринская ООШ». .
4. Процедура проведения аттестации на соответствие занимаемой должности
4.1. Процедура аттестации педагогических работников с целью подтверждения соответствия занимаемым должностям на основе оценки их профессиональной деятельности представляет собой утверждённую в установленном порядке и предписанную к исполнению стандартную совокупность последовательных действий.
4.2. Первый этап – подготовительный.
Подготовительная работа по подготовке к аттестации на соответствие занимаемой должности включает в себя:
-внесение в трудовой договор с работниками Школы пункта об обязанности проходить аттестацию;
- составление списка педагогических работников, подлежащих аттестации на подтверждение соответствия занимаемым ими должностям;
- составление графика аттестации;
- определение и утверждение состава аттестационной комиссии Школы;
- оформление журнала регистрации представлений;
- направление заявки для проведения письменного экзамена в форме тестирования.
- проведение разъяснительной работы о целях и порядке проведения аттестации.
4.3. Второй этап – организационный.
4.3.1. Руководитель издает приказ в отношении педагогических работников, подлежащих в настоящий момент аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемой должности.
4.3.2. Руководитель готовит всестороннее объективное представление на аттестуемого педагогического работника и знакомит его с подготовленным представлением за 1 месяц до заседания аттестационной комиссии. Факт ознакомления работника с представлением подтверждается подписью работника с указанием соответствующей даты. Отказ работника от подписи представления не является препятствием для проведения аттестации и оформляется соответствующим актом.
В случае отказа работника от подписи представления, он представляет в аттестационную комиссию Школы заявление с соответствующим обоснованием и собственные сведения, характеризующие его трудовую деятельность за период с даты предыдущей аттестации (при первичной аттестации - с даты поступления на работу).
4.3.3. Аттестационная комиссия в месячный срок рассматривает представление руководителя и устанавливает дату, место и время проведения аттестации.
Информация о дате, месте и времени проведения аттестации, письменно доводится руководителем до сведения педагогического работника, подлежащего аттестации, не позднее чем за месяц до ее начала. Факт ознакомления с такой информацией удостоверяется подписью работника с указанием соответствующей даты. В случае отказа работника от ознакомления с данной информацией руководитель составляет акт.
4.3.4. Отказ работника от прохождения указанной аттестации относится к нарушению трудовой дисциплины.
4.4. Третий этап - проведение письменного экзамена.
4.4.1. При аттестации на соответствие занимаемой должности проводится письменный экзамен в форме тестирования при помощи программного продукта.
4.4.2. Председатель аттестационной комиссии Школы определяет сроки и место проведения квалификационных испытаний в соответствии с графиком работы аттестационной комиссии, о чем сообщает руководителю в срок не позднее 7 рабочих дней с момента регистрации принятых представлений.
4.4.3.Квалификационные испытания проводятся в назначенном месте и в назначенное время под руководством председателя аттестационной комиссии Школы. Председатель аттестационной комиссии обеспечивает контроль проведения процедуры квалификационных испытаний в соответствии с утвержденным регламентом. При проведении процедуры аттестации (в месте ее проведения) имеют право присутствовать все члены аттестационной комиссии.
4.4.4. Педагогические работники выполняют письменное задание в виде ответов на вопросы теста с использованием дистанционных технологий.
Тестовые задания формируются специалистами отдела образования и молодежной политики администрации Мариинско-Посадского района.
Педагог выходит на сайт отдела образования и молодежной политики администрации Мариинско-Посадского района и выполняет процедуру регистрации. Выполнив процедуру регистрации, педагог получает по электронной почте письмо с сообщением о подтверждении регистрации и доступе к ресурсу. Используя свои логин и пароль, педагог входит в программу теста и приступает к выполнению письменной работы.
4.4.5. По окончании выполнения письменной работы педагог и председатель аттестационной комиссии Школы получают заключение об успешности (или не успешности) прохождения процедуры.
Вместе с заключением об успешности (не успешности) прохождения процедуры педагог и председатель аттестационной комиссии получают формализованный анализ, включающий указания на ошибки, допущенные педагогом.
4.4.6. Результаты письменного экзамена доводятся до сведения аттестуемого в день проведения тестирования.
4.5.Четвертый этап – принятие решения.
4.5.1. Решение о соответствии (не соответствии) педагогического работника занимаемой должности принимает аттестационная комиссия Школы на основании результатов письменного экзамена.
4.5.2. Педагогический работник имеет право лично присутствовать при его аттестации на заседании аттестационной комиссии Школы, о чем письменно уведомляет аттестационную комиссию при ознакомлении с представлением руководителя.
4.5.3. По результатам аттестации педагогического работника с целью подтверждения соответствия занимаемой должности аттестационная комиссия Школы принимает одно из следующих решений:
- соответствует занимаемой должности (указывается должность работника);
- не соответствует занимаемой должности (указывается должность работника).
4.5.4. Процедура аттестации считается пройденной, если педагог ответил правильно на 45 вопросов теста (75% выполнения теста).
4.5.4. Решение аттестационной комиссии оформляется протоколом и заносится в аттестационный лист (приложение 3), который подписывается председателем аттестационной комиссии и ее секретарем.
4.5.5. На основании решения аттестационной комиссии Школы в месячный срок издается приказ о соответствии (не соответствии) работника занимаемой должности.
4.5.6. По итогам аттестации, в срок не позднее 30 календарных дней с даты принятия решения аттестационной комиссией Школы:
- руководитель образовательного учреждения знакомит педагогического работника с решением аттестационной комиссии Школы;
- производится соответствующая запись в трудовой книжке;
- один из аттестационных листов выдается на руки аттестуемому, второй аттестационный лист и копия приказа хранятся в личном деле педагога.
4.6. Установленное на основании аттестации соответствие работника занимаемой должности действительно в течение пяти лет.
5. Права руководителя в случае признания работника не соответствующим занимаемой должности
5.1.Увольнение работника, признанного по результатам аттестации не соответствующим занимаемой должности, является правом, а не обязанностью руководителя.
5.2. В случае признания педагогического работника по результатам аттестации не соответствующим занимаемой должности увольнение допускается, если невозможно перевести педагогического работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья (часть 3 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации).
Не допускается увольнение работника в период его временной нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске; беременных женщин, а также женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, одиноких матерей, воспитывающих ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида - до восемнадцати лет), других лиц, воспитывающих указанных детей без матери (статья 261 ТК РФ).
Увольнение работников, являющихся членами профсоюза, производится с соблюдением процедуры учета мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в соответствии со статьей 373 ТК РФ (часть 2 статьи 82 ТК РФ).
6. Порядок обжалования решений аттестационной комиссии
6.1. Педагогический работник вправе обжаловать результаты аттестации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
7. Подписанное руководителем представление, после того как с ним ознакомится работник, передается в аттестационную комиссию.
Приложение 1
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
к аттестации на соответствие занимаемой должности
1. Фамилия, имя, отчество_____________________________________________________
2. Число, месяц, год рождения _________________________________________________
3. Занимаемая должность на момент аттестации и дата назначения на эту должность____________________________________________________________________
4. Сведения о профессиональном образовании, наличие ученой степени, ученого звания
_____________________________________________________________________________________________(когда и какое учебное заведение окончил, специальность и квалификация по образованию, ученая степень, ученое звание)
5. Сведения о повышении квалификации за последние 5 лет до прохождения аттестации, в том числе по направлению работодателя_________________________________________
6. Сведения о результатах предыдущих аттестаций________________________________
7. Стаж педагогической работы (работы по специальности)_________
Общий трудовой стаж_________ Стаж работы в данном учреждении _________
8. Государственные и отраслевые награды, звания ________________________________
9. Домашний адрес___________________________________________________________
10. Профессиональные качества работника________________________________________
__________________________________________________________________________
11. Деловые качества работника_________________________________________________
__________________________________________________________________________
12. Результаты профессиональной деятельности педагогического работника____________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
13. Отзыв об аттестуемом педагоге управляющего совета образовательного учреждения.
Биографические данные, данные о трудовой деятельности, учёбе работника соответствуют документам, удостоверяющим личность, записям в трудовой книжке, документам об образовании и аттестации.
Директор муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
«Бичуринская ООШ» _________ ________________
(подпись) (расшифровка подписи)
«___» ___________ _______г.
МП
Председатель Управляющего совета _________ ________________
(подпись) (расшифровка подписи)
С представлением ознакомлен (а) _________________________ ________________
(подпись педагогического работника) (расшифровка подписи)
«___» ___________ _______г.
Приложение 2
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАБОТНИКА
1. Представление педагогического работника (далее – представление) - результат (способ) интерпретации и осмысления работодателем повседневной педагогической деятельности работника. Представление позволяет воссоздать определенный социально-психологический портрет работника, основные направления его профессиональной деятельности, а также соотнести осуществляемую работником педагогическую деятельность с достигнутыми им результатами.
2. Представление составляется руководителем образовательного учреждения.
3.Представление оформляется на официальном бланке продольного письма образовательного учреждения (ГОСТ Р 6.30-2003). В качестве адресата указывается председатель аттестационной комиссии.
4. Текст представления условно делится на две части: заголовочную и основную.
5. В заголовочной части указываются биографические сведения работника (см. Пп. 1-9 Приложение 1). Данная информация устанавливает по личной карточке работника и иным учетным документам (документам, удостоверяющим личность, записям в трудовой книжке, документам об образовании и аттестации).
6. Основная часть. В данной части отводится место для мотивированной всесторонней и объективной оценки профессиональных, деловых качеств работника, результатов его профессиональной деятельности на основе квалификационной характеристики по занимаемой должности (пп.10 - 12 Приложение 1).
Всесторонность обеспечивается за счет включения в структуру представления таких позиций (структурных элементов), которые отражали все стороны педагогической деятельности работника, являющиеся необходимыми и достаточными для ее осуществления в режиме функционирования.
Мотивированность представления обеспечивается приведением аргументированных и обстоятельных доводов, раскрывающих социально-профессиональную репутацию работника.
Объективность представления обеспечивается за счет использования надежного и валидного психолого-педагогического инструментария.
Для подготовки представления в основной части могут быть использованы оценки, данные работнику в ходе последней аттестации.
Описывая профессиональные качества работника[1] (п.10) необходимо указать сведения о соответствии профессиональной подготовки работника квалификационным требованиям по должности:
· оценить уровень профессиональных знаний и умений, предметную компетентность работника, профессиональные способности[2];
· указать уровень методической подготовки (методическая грамотность, методический профессионализм или методическое мастерство).
При описании деловых качеств работника[3] (п.11) необходимо дать оценку отношения работника к работе и качества выполнения должностных обязанностей, в т.ч.
· исполнительной деятельности (организованность, работоспособность, исполнительность, настойчивость, оперативность выполнения поручений, трудолюбие, добросовестность, дисциплинированность, старательность, аккуратность, самостоятельность);
· социальной и коммуникативной деятельности (коммуникабельность, конфликтоустойчивость, стрессоустойчивость, умение работать в коллективе);
· творческой деятельности (инициативность, умение ставить и решать творческие задачи, умение находить нестандартные подходы к решению задач);
· образовательной деятельности (обучаемость, склонность к самообучению, умение обучать других);
· руководящей деятельности педагогического работника (лидерство, умение планировать и организовать работу, авторитет у участников образовательного процесса, требовательность.
Описывая деловые качества работника можно указать характер личностных качеств работника, проявленных им в ходе трудовой и общественной деятельности:
· отношение к себе: честолюбие, самокритичность, содержание самооценки;
· отношение к окружающим: вежливость, тактичность, корректность, внимательность, заботливость, критичность, лояльность, терпеливость, чуткость, отзывчивость, выдержанность, обязательность;
· общие: последовательность, уравновешенность, уверенность, принципиальность, смелость, решительность, честность, искренность, скромность.
В пункте 12, описывая результаты профессиональной деятельности педагогического работника необходимо:
· указать стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ) или степень педагогического воздействия (влияния) на учащихся (воспитанников);
· отразить результаты методической работы, т.е. степень направленности педагогического мышления на улучшение, обогащение, преобразование существующей педагогической практики;
· дать оценку результатов работы работника за период между аттестациями, в т.ч. оценки участия в реализации отдельных проектов, выполнении специальных заданий.
В этом же пункте можно также описать результаты деятельности возглавляемого работником структурного подразделения, временной творческой или проектной группы и пр.
При трансформации кратких оценок в основной части представления нужно придерживаться следующих правил:
· для описания качеств педагогического работника используется повествовательная форма текста документа, например, «проявил», «характеризуется», «относится»;
· стиль изложения должен быть нейтральным, при описании качеств работника недопустимо использование эмоционально-экспрессивных языковых средств, образных сравнений (метафор, эпитетов, гипербол и т.д.);
· текст представления должен быть емким и ясным, характеризоваться логической и грамматической связанностью текста, простотой языка; краткость изложения, тем не менее, должна давать возможность членам аттестационной комиссии составить полное представление о работнике;
· в тексте представления недопустимо использование оборотов разговорной речи, техницизмов, профессионализмов, применение иностранных слов и терминов при наличии равнозначных слов и терминов в русском языке, собственных сокращений слов, выражений «и т. д.», «др.» и иных;
· несмотря на то, что документ представляет собой описание качеств работника, тем не менее, в нем нежелательно использование личных местоимений («он», «она», пр.).
Приложением к представлению является аттестационный лист, заполняемый при прохождении педагогическим работником аттестации на подтверждение соответствия занимаемой должности.
Приложение 3
АТТЕСТАЦИОННЫЙ ЛИСТ
1. Фамилия, имя, отчество_______________________________________________________
2. Год, число и месяц рождения__________________________________________________
3. Занимаемая должность на момент аттестации и дата назначения на эту должность
_____________________________________________________________________________
4. Сведения о профессиональном образовании, наличии ученой степени, ученого звания
_____________________________________________________________________________
(когда и какое учебное заведение окончил, специальность и квалификация по образованию, ученая степень, ученое звание)
5. Сведения о повышении квалификации за последние 5 лет до прохождения аттестации _____________________________________________________________________________
6. Стаж педагогической работы (работы по специальности)__________________________
7. Общий трудовой стаж________________________________________________________
8. Результаты выполнения письменного задания (% правильно выполненных заданий) ___
9. Рекомендации аттестационной комиссии_______________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
10. Решение аттестационной комиссии____________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(соответствует занимаемой должности (указывается наименование должности); не соответствует занимаемой должности (указывается наименование должности))
11. Количественный состав аттестационной комиссии ______________________________
На заседании присутствовало ________ членов аттестационной комиссии
Количество голосов за ______, против ______
12. Примечания________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Председатель
аттестационной комиссии (подпись) (расшифровка подписи)
Заместитель председателя
аттестационной комиссии (подпись) (расшифровка подписи)
Секретарь
аттестационной комиссии (подпись) (расшифровка подписи)
Дата проведения аттестации «___»_____________ 20___ г.
С аттестационным листом ознакомлен(а) ______________________________ (подпись педагогического работника, дата)
[1] профессиональные качества личности – это то, что выделяет профессионала среди представителей своей же сферы деятельности
[2] профессиональные способности - свойства личности, требуемые от человека данной конкретной профессиональной деятельностью
[3] деловых качеств работника - его способности выполнять определенную трудовую функцию с учетом имеющихся профессионально-квалификационных и личностных характеристик