Положение о порядке посещения урока

ПРИНЯТО.

На заседании педагогического

совета МБОУ «Бичуринская ООШ»

(протокол №      от                           )

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «Бичуринская ООШ» ______________Д.А. Ефимов

приказ №          от

 

ПОЛОЖЕНИЕ

О ПОСЕЩЕНИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение устанавливает порядок посещения учебных занятий в целях обеспечения прав участников образовательного процесса и контроля выполнения ими основных обязанностей, определенных законодательством Российской Федерации и локальными актами школы, в том числе:

 основных академических прав и обязанностей обучающихся в соответствии со статьями 5, 34, 43 «Закона об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ и Уставом школы;

 прав и обязанностей в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в соответствии со статьей 44 «Закона об образовании в Российской Федерации» и Уставом школы;

 академических прав и обязанностей педагогических работников в соответствии со статьями 47, 48 «Закона об образовании в Российской Федерации» и Уставом школы;

 прав, обязанностей руководящих работников и ответственности образовательной организации в соответствии со статьей 28 «Закона об образовании в Российской Федерации» и Уставом школы;

 полномочий органов государственной власти и местного самоуправления в сфере образования, установленных «Законом об образовании в Российской Федерации».

1.2. Посещение учебных занятий в рамках внутришкольного контроля осуществляется в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:

 Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «Закон об образовании в Российской Федерации»;

 Письмом Минобразования РФ от 7 февраля 2001 г. N 22-06-147 "О содержании и правовом обеспечении должностного контроля руководителей образовательных учреждений";

 Письмом Минобразования РФ от 10 сентября 1999 г. N 22-06-874 «Об обеспечении инспекционно-контрольной деятельности»;

 Уставом школы;

 Должностными инструкциями руководителя образовательной организации, заместителя руководителя по учебной работе.

1.3. Под учебным занятием (определенным Уставом школы, учебными планами, расписанием) понимаются:

 уроки;

 лабораторные и/или практические занятие;

 занятия в рамках элективного курса;

 факультативные занятия;

 уроки в рамках дополнительных услуг (в том числе платных);

 индивидуальные и/или групповые занятия;

 занятие кружка;

 занятие спортивной секции.

1.4. Участниками образовательного процесса являются:

 обучающиеся;

 родители (законные представители) обучающихся;

 педагогические и руководящие работники;

 образовательная организация.

1.5. Урок (учебное занятие) - основная форма организации учебно-воспитательного процесса, задача которого создать оптимальные условия для становления личности каждого ребёнка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, индивидуальных возможностей, способностей, образовательных потребностей. В этой связи урок становится объектом внутришкольного контроля с точки зрения деятельности

 обучающихся, направленной на освоение основного содержания общеобразовательных программ и достижение планируемых результатов обучения в соответствии с требованиями образовательных стандартов;

 учителя, направленной на создание условий для реализации целей общего образования, обеспечения его качества.

2. Порядок посещения учебного занятия

2.1. К лицам, имеющим право посещения учебных занятий относятся:

 администрация образовательной организации;

 учителя, работающие в образовательной организации;

 родители (законные представители) обучающихся;

 лица, осуществляющие контроль и надзор в сфере общего образования;

 представители педагогического сообщества.

2.2. Основными целями посещения уроков являются:

 контроль соблюдения законодательства в сфере общего образования;

 обеспечение качества образования;

 контроль освоения обучающимися основных общеобразовательных        программ, выполнения требований образовательных стандартов к уровню подготовки;

 контроль выполнения учебных программ по предмету;

 контроль подготовки к государственно (итоговой) аттестации;

 повышение эффективности деятельности работы школы;

 методическое сопровождение и инспектирование деятельности учителя,

 изучение и обобщение позитивного и инновационного педагогического опыта;

 ознакомление с содержанием образования, используемыми методами     обучения и воспитания, образовательными технологиями, системой    оценивания достижений обучающихся.

4

2.3. Проверка деятельности учителя может быть внесена в план внутришкольного контроля в случае:

 планового изучения результатов промежуточной, государстве(итоговой) аттестации обучающихся;

 необходимости оказания методической помощи учителю;

 подготовки к аккредитации образовательной организации;

 подготовки к аттестации учителя;

 подготовки к рассмотрению вопроса на педагогическом совете;

 ознакомления с методикой преподавания нового учителя;

 обращения родителей обучающихся.

2.4. При организации подготовки к посещению и посещении учебного занятия рекомендуется следующий алгоритм действий:

 определение целей посещения уроков;

 определение урока или системы уроков, позволяющих достичь цели     посещения;

 представление природы (сущности) изучаемого педагогического явления;

 подготовка к сбору и фиксации информации в ходе наблюдения урока;

 сообщение учителю о посещении урока и ознакомление с его целями;

 наблюдения урока и сбор информации;

 предварительная оценка педагогических явлений;

 первичный анализ урока;

 анализ урока, собеседование с учителем;

 составление отчетной документации

3. Регламент посещения учебного занятия

3.1. Общие положения

3.1.1. Посещение учебных занятий администрацией регулируется специальным планом-графиком, утвержденным должностным лицом (директор или его заместитель).

3.1.2. Работники, посещающие учебное занятие обязаны убедиться в отсутствии объективных обстоятельств, препятствующих посещению (болезнь учителя, низкая температура в классе и т.п.).

3.1.3. Не допускается посещение учебного занятия лицами, не имеющими отношения к учебно-воспитательному процессу и его субъектам.

3.2. Посещение учебного занятия администрацией, должностными лицами органов управления образования

3.2.1. Руководители школы, специалисты управления образования имеют право на внеплановое посещение учебных занятий и на посещение без разрешения (согласия) учителя, педагогического работника.

3.2.2. Администратор вправе предупреждает учителя о своем посещении урока за 10-15 минут до начала урока;

3.2.3. В случае проведения тематического контроля, требующего специальной подготовки к учебному занятию, учитель должен быть предупрежден не менее чем за 2-3 дня до занятия.

3.2.4. В случае возникновения чрезвычайных обстоятельств члены администрации имеют право посещения урока без предупреждения учителя, педагогического работника.

3.2.5. Должностное лицо, обладающее правом контроля (руководство школы и работники управления образования), может предварительно ознакомиться с тематическим и поурочным планом учителя, рабочей программой.

3.2.6. Заместители директора по УВР, на которых возложена ответственность за осуществление контроля, планирует свою работу по посещению уроков  таким образом, чтобы иметь возможность посетить необходимое количество учебных занятий для получения объективной информации о качестве       учебно-воспитательного процесса.

3.3. Посещение учебного занятия представителями педагогического сообщества

3.3.1. Правом свободного посещения учебного занятия обладают учителя, педагогические работники образовательных организаций любого вида и типа в рамках научно-практических конференций, методических семинаров, мастер классов и других открытых мероприятий, проводимых на базе школы.

3.3.2. Посещения учебных занятий учителями, педагогическими работниками школы возможны по предварительному согласованию с учителем в рамках работы методических объединений школы, обмена опытом,   изучения    инновационной деятельности учителя, передовых педагогических технологий.

3.3.3. На участников открытых мероприятий распространяются все ограничения в процессе наблюдения за ходом учебного занятия, определенные данным положением.

3.4. Посещение учебного занятия родителями обучающихся

3.4.1. Родители (законные представители) обучающихся при посещении учебных занятий могут:

 ознакомиться требованиями учителя;

 оценить работоспособность своего ребенка, его активность на занятиях;

 посмотреть умение ребенка грамотно, правильно излагать свои мысли;

 сравнить объем знаний ребенка с образовательным стандартом, объемом знаний других учащихся;

 убедится в объективности оценки учебной деятельности ребенка.

 понять место ребенка в коллективе;

3.4.2. Родители (законные представители) во время посещения не вправе давать оценку технологиям и средствам обучения, методическим приемам, которые использует учитель;

3.4.3. Родители (законные представители) обучающихся имеют право посещать учебные занятия только с разрешения директора школы.

 

3.4.4. Во время посещения учебного занятия родителей обучающихся сопровождает заместитель директора или другой работник школы по распоряжению директора школы.

3.4.5. На родителей (законных представителей) обучающихся, посещающих учебное занятие распространяются все ограничения в процессе наблюдения за ходом учебного занятия, определенные данным положением.

3.4.6. Родители (законные представители), исходя из интересов своего ребенка, имеют право доводить свое мнение об уроке до сведения учителя и руководителей школы.

3.5. Организация посещения учебного занятия

3.5.1. График посещения учебных занятий в рамках плановых проверок доводится до сведения учителей, педагогических работников в начале учебного периода (год, четверть, месяц, декада, неделя).

3.5.2. По уважительным причинам (болезнь учителя, отсутствие на уроке большого числа учащихся из-за эпидемии, сбой в работе технических средств, оборудования и т.п.) учитель имеет право просить перенести посещение занятия должностными лицами на другое время.

3.5.3. При желании родителей (законных представителей) посетить учебное занятие, заместитель директора по УВР осуществляет следующие действия:

 принимает письменное заявление родителей (законных представителей) обучающихся о желании посетить учебное занятие;

 согласовывает день и время посещения занятий по интересующему предмету (образовательной программе) с учителем и родителем (законным представителем);

 назначает сопровождающего родителей (законных представителей) на учебное занятие.

3.6. Ограничения в посещении учебного занятия и процессе наблюдений на уроке

3.6.1. Запрещается появление посетителя на учебном занятии после его начала.

3.6.2. Посетителю запрещается покидать учебное занятие до его завершения.

3.6.3. Руководство школы может покинуть классное помещение в исключительных случаях.

3.6.4. Посещающий не вправе вмешиваться в ход учебного занятия.

3.6.5. Посещающий в ходе занятия не имеет право выражать свое отношение к учителю, учащимся, к уроку.

3.6.6. Посещающий не вправе пользоваться во время учебного занятия средствами мобильной связи.

3.6.7. Фотосъемки, аудио и видеозаписи на уроке разрешается делать только с согласия учителя и руководства школы.

3.6.8. Во время урока посещающий не имеет права беседовать с учащимися, задавать им вопросы и т.д.

3.6.9. Запрещается изменение хода и структуры урока по просьбе (требованию) лица, посещающего учебное занятие.

3.6.10. Лицо, посещающее учебное занятие, не имеет права задерживать учащихся после звонка, извещающего об окончании урока.

3.7. Наблюдение учебного процесса на учебном занятии

3.7.1. Посещающий урок вправе вести записи результатов наблюдения; должностные лица, осуществляющие контроль, делают записи в специальных журналах (тетрадях).

3.7.2. Присутствующий вправе обратиться к учителю с просьбой предоставить учебные материалы, которыми пользуются учащиеся в ходе урока.

3.8. Статус информации, полученной при посещении урока

3.8.1. Информация, полученная в ходе посещения учебных занятий должностным лицом школы, обладает статусом внутренней информации; информация, полученная работниками управления образования, - внутренняя информация этого органа.

3.8.2. С информацией об учебном занятии (деятельности учителя), результатах контроля вправе ознакомиться члены педагогического коллектива и работники управления образования.

3.8.3. Информация о посещенном учебном занятии может быть использована

 на заседании методического объединения учителей-предметников;

 на совещании при директоре и/или заместителе директора по учебном работе;

 на оперативном совещании педагогического коллектива;

 на педагогическом совете;

 на родительском собрании;

 в ходе подготовки аналитических справок при оценке качества                  образования, проведении процедуры аттестации учителя, педагогического работника.

3.8.4. Исходя из принципа педагогической целесообразности и во избежание нанесения вреда учебно-воспитательному процессу и работе учителя, руководство школы и управления образования может ограничить распространение информации о педагогической деятельности учителя.

3.8.5. Фото, аудио и видеоматериалы, содержащие информацию об уроке и педагогической деятельности учителя, могут быть использованы в средствах массовой информации с разрешения учителя, руководства школы и тех лиц, кто запечатлен в этих материалах (в том числе учащихся).

3.8.6. Использование фото, аудио-, видео – материалов в средствах массовой информации, в научных изданиях возможно только при обеспечении соблюдения авторских прав учителя.

3.9. Анализ посещенного учебного занятия

3.9.1. Анализ посещения учебного занятия включает четыре обязательных этапа:

 самоанализ урока учителем;

 анализ урока должностным лицом, посетившим урок;

 согласование выводов учителя и должностного лица по результатам посещенного урока;

 оформление необходимых документов, отражающих посещение учебного занятия.

3.9.2. В ходе проведения обсуждения и анализа урока должностные лица вправе ознакомится с конспектом урока.

3.9.3. Использование учителем, педагогическим работником рекомендаций и замечаний, высказанных должностными лицами, обязательно.

3.9.4. В рамках проведения конференций, семинаров, мастер-классов проводится свободное обсуждения учебного занятия, в котором могут принимать участие все присутствовавшие на занятии лица.

3.9.5. Учитель имеет право выразить свое согласие или несогласие оценкой учебного занятия.

3.9.6. Посетившим урок педагогическим работникам дается время для составления первичного анализа.

3.9.7. Рекомендуется проводить анализ учебного занятия в день его посещения, выделить на его проведение достаточное количество времени.

3.9.8. Учителя, руководители методических объединений, другие педагогические работники школы, посетившие учебное занятие, вправе дать рекомендации по совершенствованию учебно-воспитательного процесса.

3.9.9. Запрещается проводить анализ учебного занятия родителям обучающихся.

3.10. Документы, отражающие посещение уроков

3.10.1. Посещение учебных занятий в рамках плановых и других проверок и мероприятий завершается составлением документа (справки, карты урока, аналитической записки).

3.10.2. Выводы, содержащиеся в документах, отражающих результаты посещения учебных занятий, учитываются администрацией при принятии управленческих решений (поощрении, наложении взысканий, распределении учебной нагрузки и т.п.)

3.10.3. Обязательно ознакомление учителя со всеми документами, составленными после посещения его уроков, в том числе под роспись.

3.10.4. Решение вопроса об ознакомлении других членов коллектива с документами о посещенных уроках (педагогической деятельности учителя) относится к компетенции руководства школы.

3.10.5. Посещение уроков в период аттестации учителя, педагогического работника завершается составлением заключения о соответствии педагогической деятельности учителя квалификационным требованиям той или иной категории.

3.10.6. Сроки хранения документов, отражающих посещение уроков – 5 лет (продолжительность межаттестационного периода).

3.10.7. Запрещается знакомить родителей и учащихся с документами, характеризующими учебное занятие (деятельность учителя, педагогического работника).

4. Правила посещения и анализа учебного занятия

4.1. Перед анализом (или в ходе него) каждый педагог имеет право обратиться к учителю с просьбой уточнить тот или иной аспект урока.

4.2. Оценки анализирующим учебного занятия даются в конкретной форме с использованием уважительных форм обращения к учителю.

4.3. Анализирующий не комментирует наличие/отсутствие педагогических явлений, он оценивает их с точки зрения грамотности применения.

4.4. Запрещается высказывать негативные оценки учебного занятия в присутствии обучающихся и из родителей.

4.5. При участии в обсуждении/анализе учебного занятия нескольких человек должностное лицо высказывает свое мнение последним.

5. Сроки действия Положения и порядок его изменения

5.1. Положение о посещении учебных занятий участниками образовательного процесса принимается педагогическим советом школы и утверждается приказом директора школы.

5.2. Изменения (дополнения) в Положение вносятся педагогическим советом образовательного учреждения в соответствии с изменением нормативных документов, регулирующих отношения в сфере общего образования.